Ступени игры. Пять - семь лет

Третья ступень примечательна тем, что побуждение к действию исходит теперь не извне, например, из мира предметов, как это происходит в фазе примерно от 3 до 5 лет, а во всё возрастающей степени от самого ребёнка. Правда, игра его ещё ориентируется на мир деятельности взрослых, но прежде чем ребёнок принимается за игровую деятельность, в нём возникает образ, представление о том, что ему хотелось бы делать.

  • Ступени игры. Пять - семь лет
    Например, дети пяти с половиной и шести лет собрались поиграть "в дочки-матери". Они договариваются, кто будет исполнять ту или иную роль. Когда "мама" хочет накрыть на стол, ей нужны настоящие чашки, блюдца, кофейник и молочник в придачу к уже имеющимся деревянным тарелкам. Во время трапезы вдруг возникает новая идея: всё нужно переделать в больницу. Об этом у детей явно существует отчётливое воспоминание. После того, как сдвинута мебель, вследствие чего возникают кабинет и комната для ожидающих, переходят к мелочам. Например, шприцы, фонендоскопы, перевязочный материал, пузырьки с лекарствами изготавливаются простейшим способом из палок, лоскутов ткани и тесёмок. Одних "больных" осторожно укладывают, а от оставшихся и ожидающих своей очереди "отделываются" с помощью "иллюстрированных журналов", свёрнутых из кусков ткани.
  • Ступени игры. Пять - семь лет
    Другая группа детей пяти с половиной - шести лет из сучьев, кусков коры, еловых шишек, гальки и незамысловатых фигурок людей и животных, вырезанных из дерева, строит дом с коровниками, колодцами, пастбищами и полями. Дети уютно обставляют комнаты, ведут пастуха с его овцами на пастбище. Ребята могут продолжать строительство в течение многих дней. Они дополняют здесь, изменяют там, потому что образы, живущие у них в глубине души, постоянно изменяются и уже не соответствуют сделанному вначале.
  • Ступени игры. Пять - семь лет
    Фантазия второй ступени, которая била через край и постоянно побуждала ребёнка к новой деятельности, теперь, будучи пронизанной представлениями, всё больше проявляется в целенаправленных действиях. Например, теперь дети любят выдумывать маленькие сюжетные истории, которые они разыгрывают для других детей с куклами или сами, переодевшись с помощью кусков ткани. Особенно ярко фантазия детей проявляется при работе с пчелиным воском или глиной, при выполнении простейших работ по рукоделию, при рисовании как жидкими акварельными красками, так и восковыми мелками.
  • Ступени игры. Пять - семь лет
    В качестве резюме по трём ступеням можно сказать, что ребёнок приблизительно до шестого года жизни покоряет мир посредством деятельной игры, делая это каждый раз по-новому. Эта бурная деятельность открывает ребёнку изобилие восприятий, чувственных впечатлений, разумных взаимосвязей и, наконец, представлений, опыта, сведений. Это обучение отмечено универсальностью, которая становится доступной пониманию взрослого с помощью тщательного наблюдения, осуществляемого шаг за шагом.

При этом важно, чтобы ребёнок мог пройти по каждой из этих ступеней описанным образом, а не тормозился в своём многостороннем развитии слишком ранним обращением к его памяти и абстракциями.