Возраст от третьего до пятого года жизни
Во время второй ступени (можно назвать её также возрастом фантазии), от третьего до пятого года жизни, в ребёнке снова появляются совершенно новые способности. Вся та интенсивность, которая до сих пор использовалась для выпрямления, для того, чтобы принять вертикальное положение, ходить, говорить, начать мыслить - находит теперь новое поле применения. Сначала некоторые примеры:
-
Четырёхлетний ребёнок видит, как работает строитель. Он приносит палки, стучит ими, имитирует то молоток, то рубанок, то отвёртку… Через некоторое время он берёт ведро и теми же палками варит кашу на костре, а потом они превращаются в тяпку и лопатку для работ на грядке.
-
Другой ребёнок четырёх лет строит мост из пеньков через волшебную реку, потом пеньки перемещаются и образуют дом, а чуть позже становятся бочками с огурцами, капустой и другими припасами. Теперь тут уже магазин.
-
Этих примеров наверняка достаточно для того, чтобы показать, что характерно для этой возрастной ступени. Пожалуй, самая важная способность ребёнка, которая позволяет ему превратить простые незамысловатые вещи в предметы из его житейской сферы: палка/молоток; чурбан/бочка. Его действия или игра есть подражание ежедневным наблюдениям, причём постоянно меняющимся, открывающим что-то новое.
Это подражание, не обусловленное какой-либо целью. Речь здесь ни в коем случае не идёт о несконцентрированной игре, но о чрезвычайно сокровенном привлечении детской производительности, т.е. творческой фантазии.