О соответствии кукол возрасту ребёнка
Вальдорфские педагоги придерживаются мнения о том, что образ куклы не должен препятствовать формированию у ребенка образа самого себя и человека в общем. Формирование образа куклы опирается на чувственный опыт ребенка – на то, как он постепенно овладевает своим собственным телом. Как он его ощущает.
Овладение собственным телом происходит у ребенка постепенно. Новорожденный не знает своего тела и не осознает его границ (до родов границы определяла утроба матери). Младенцам уютней в колыбели, нежели в просторной кроватке. Главным анализатором мира у маленького ребёнка долго остаётся рот, через который он, спустя несколько месяцев от рождения, познает свои руки и ещё позже ноги. И лишь получив первичное представление о своём теле, он начинает больше внимания обращать на внешний мир…
Куклы для самых маленьких
Кукла, которую следует предлагать ребенку в младшем возрасте – очень проста. Основной акцент делается на круглую головку. Конечности выполняются схематично. Они пластичны и занимают свободное расположение в пространстве.
-
Лицо, как правило, без глаз и рта. Головка чаще всего покрыта шапочкой колпачком. Иногда шапочку делают с длинным хвостиком, словно связывающей ребенка с тем миром, откуда он к нам пришел.
-
Дети в возрасте около года учатся манипулировать предметами, потому чаще всего сначала тянут их в рот, чтобы изучить, а потом бросают, чтобы получить удовлетворение от совершения действия над вещью.
-
Учитывая характер познания мира детей самого младшего возраста, разумнее всего предлагать им кукол в кроватке. Куклы присутствуют рядом с ребёнком. Они оживают в руках взрослых: разговаривают, поют, пританцовывают. Можно также использовать их в качестве подвески с колечком для прорезывания зубов.
-
Варианты таких кукол: узелковые куклы, куклы-подушки, куклы-бабочки, куклы-пеленашки.
Куклы для детей от 1,5 до 3-4 лет
-
Детям примерно от 1,5 лет уже подходят куклы с более оформленным телом. Это куклы в пришивной одежде и куклы-подушки, с хорошо оформленными ручками и мягкой нижней частью. Такая кукла может уже быть персонажем простой сюжетной игры. Маленькому ребёнку трудно одевать куклу, потому одежду делают пришивную.
-
В дальнейшем, когда ребёнок вырастает, кукле можно сшить одежду поверх пришитой. Вначале можно обойтись передником или юбочкой на резинке (завязки, пуговицы, кнопки трудны для освоения маленькими детьми), простой жилеткой.
-
Куклы набиты довольно плотно, так чтобы тело имело определенную ориентацию в пространстве. Руки и ноги куклы сгибаются, чтобы ребёнок мог ею управлять. Лицо у куклы прорабатывается подробнее. Обозначаются глазные впадины, вышиваются глазки и ротик. Черты лица носят условный характер. Отсутствие застывшей эмоции на лице куклы дает возможность ребёнку развивать воображение и фантазию.
-
Ребёнку младшего возраста ещё не интересно играть в причёсывание, потому волосы у куклы делают пришивные с определённой причёской. Или волосы куклы выглядывают из-под пришитой шапочки.
-
Ноги у кукол тоже бывают сшиты по-разному. Иногда они просто заканчиваются естественными округлостями, иногда - слегка сгибаются и в таком положении закрепляются. А порой они вшиваются отдельно, как ладошки, будучи выполненными из трикотажа телесного цвета. Усложнения на кукле соответствуют степени овладения своим телом ребёнка.
Куклы для детей от 4,5-5 лет
В этом возрасте дети начинают придумывать сюжетно-ролевые игры. Ребенок охотно принимает какую-нибудь роль и с удовольствием ее разыгрывает, "живет" в ней. Наиболее распространенный сюжет игр - в семью.
И здесь кукла становится главным персонажем игры и объектом ухода.
-
Кукла для таких игр изготавливается сложнее. При создании игровой куклы, рассчитанной на возраст 4-7 лет, соблюдаются пропорции ребёнка этого возраста. Голова тверже других частей тела. Нет узкой талии и неестественно длинных ног.
-
У ребенка такая игрушка формирует гармоничный образ человека. Это – залог его будущего психического и физического здоровья.
-
Куклу полностью делают из трикотажа. У кукол часто намечен большой пальчик, сформированы ступни, свободно двигаются ножки и ручки. Также появляются носик на лице и не редко пуп на животе.
-
Волосы у таких кукол в большинстве случаев делаются с расчетом, что их можно расчесывать и укладывать в прическу.
Разнообразной становится и одежка - ведь теперь пальчики ребенка настолько ловкие, что им под силу и застегнуть пуговичку, и завязать тесемки, и натянуть штанишки, и заправить рубашечку. -
Кукла в этом возрасте может дать импульс и к началу самостоятельного шитья одежки для куклы!
-
Лучше всего, если кукла несколько похожа на ребенка. В идеале это достигается тем, что куклу шьет мама. Никто, как она, не чувствует своего сына или дочь, не знает его особенностей - все это чудесным образом обязательно передается и кукле.
Кукла-младенец
Это особенная кукла в ряду личных вальдорфских кукол. Предназначена она для детей старше 5-6 лет, или, в особых случаях, детям, у которых родился братик или сестричка.
-
Кукла не предполагает самоотождествления себя с младенцем, а фактом своего существования предлагает ребенку роль старшего, опекающего, мамы или папы. Следовательно, наиболее актуальна эта кукла для детей, вошедших в пору развернутой ролевой игры.
-
Кроме того, эта кукла "никогда не вырастет". Если даже куклу-голыша можно поначалу одевать в комбинезон, а потом в одежки, присущие более старшему возрасту (это же можно проделывать и с куклой в комбинезончике, надевая нехитрые одежки поверх пришивной),- младенец так и останется младенцем - с согнутыми ручками- ножками и развернутыми ступнями